Размер:
A A A
Цвет: C C C
Изображения Вкл. Выкл.
Обычная версия сайта

Юбилей НИЕВ: на пути к новым вершинам

Юбилей НИЕВ: на пути к новым вершинам

14 февраля 2017 года НИЕВ отметил юбилей – двадцатую годовщину создания. И хотя история вуза берет свое начало еще с 1990 года (тогда он служил делу переподготовки увольняемых в запас военнослужащих), но именно 14 февраля 1997 года вуз получил свой нынешний статус, сформировался как полноценное высшее учебное заведение и был назван «Национальный Институт имени Екатерины Великой» (НИЕВ).

За время своего существования НИЕВ стал одним из самых авторитетных негосударственных отечественных вузов, диплом которого послужил началом успешной карьеры многих наших соотечественников. Несомненно, залогом успеха стала Программа (концепция) института, в основу которой был заложен не только отечественный, но и зарубежный опыт, а также формирование единой целостно-ориентированной системы подготовки кадров.

Как заявил в этой связи ректор НИЕВ, доктор исторических наук, профессор Александр Киринюк, «мы не просто доказали, что состоялись как авторитетное высшее учебное заведение, но и концентрируем большие усилия на решении новых задач по подготовке высококлассных специалистов, которые, я уверен, внесут большой вклад в строительство современной России». «Для этого у НИЕВ есть все необходимое: солидный научный потенциал, отличная учебно-материальная база, широкие возможности для интеллектуального, культурного и нравственного развития обучающихся», – подчеркнул он. Александр Киринюк также отметил, что «уверенность в будущем и соблюдение традиций Отечества – это то, что всегда помогало нам решить самые сложные проблемы, обеспечить непрерывность образовательного процесса и заложить фундамент будущего развития, активной и плодотворной работы». «И я уверен, что уже в ближайшее время название нашего вуза обретет новое, еще более весомое и значимое звучание, ведь развитие – есть движение вперед», – заключил он.

Кстати, 1 апреля в НИЕВ пройдет День открытых дверей. В ходе мероприятия пройдут презентации профессий и направлений подготовки. Посетители также смогут познакомиться и пообщаться с руководством факультетов и студентами, пройти профессионально-ориентационное тестирование, а также построить персональный образовательный маршрут и получить консультацию в приемной комиссии.

***

27 ноября 2017 г. в газете «Вузовский вестник» вышло интервью ректора Екатерининского института, доктора исторических наук, профессора Александра Киринюка.

Знания как залог процветания

Чем больше в России будет людей с высшим образованием, тем выше наши шансы снова стать ведущей державой мира

Сегодня в системе отечественного образования, в том числе и высшего, продолжаются серьезные преобразования. Однако, согласно статистике, по отношению к другим ведущим мировым странам в России отмечается стремительное снижение количества граждан с высшим образованием. Это свидетельствует о том, что несмотря на положительные сдвиги, существует ряд серьезных проблем, требующих решения.

В нынешних экономических реалиях для России жизненно важно сохранить и приумножить количество высокообразованных профессионалов в различных отраслях, а также не допустить отставание нашей страны в области науки. Базовым стратегическим условием для этого является образование, которое служит основой интеллектуального потенциала страны, ее культурного и духовно-нравственного обогащения. Именно эффективная система образования помогает максимально раскрыть человеку его возможности и таланты, что, несомненно, выгодно обществу и государству.

Свое видение на эту проблему изложил ректор Национального Института имени Екатерины Великой (НИЕВ), доктор исторических наук, профессор Александр Киринюк. Он также рассказал об опыте Екатерининского Института и некоторых направлениях его развития.

- Александр Андреевич, сейчас, когда идет процесс сокращения и закрытия многих вузов, бытует мнение, что в России просто не нужно столько специалистов с высшим образованием? Что Вы думаете по этому поводу?

- Соглашусь, что по некоторым профессиям в России есть избыток дипломированных специалистов, не отвечающим определенным качественным критериям и потребностям страны. Но вряд ли это можно считать самой главной проблемой: государство вполне способно организовать профпереориентацию, да и сам рынок труда стимулирует специалистов осваивать новые профессии.

Очевидно, что в современном мире основу экономического развития составляют не природные богатства, а люди, которые в числе прочего создают новые знания и современные технологии. Любой гражданин в нашей стране должен иметь возможность получать доступное и качественное образование, в том числе и высшее. Человек живет для того, чтобы развиваться и повышать свой уровень знаний. Чем больше в стране образованных людей, тем выше интеллектуальный потенциал России, крепче наш социально-экономический базис. Уже давно доказано, что каждый рубль, вложенный в образование, оборачивается многократной прибылью в будущем. Вспомним, что и советская индустриальная революция, и последующий научно-технологический рывок начались именно с внедрения множества образовательных программ.

Сегодня нам нельзя идти по пути разрушения интеллектуальной среды и образовательной деградации общества. Образование – это приоритетное направление для развития любой экономики, поэтому в ведущих странах мира доля расходов на него постоянно растет. И тем прискорбнее, что сегодня в России происходит фактическое снижение доли расходов на образование и науку при излишней бюрократизации государственной системы управления и повышении трат на ее содержание. При этом многообразие различных противоречивых моделей развития или слепое копирование западного опыта здесь недопустимо.

СПРАВОЧНО

По данным Счетной палаты, число студентов в России не соответствует нормам, установленным законом «Об образовании»: вместо 800 на 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет, желающих получить высшее образование, в вузы поступают лишь 677 на 10 тыс. При этом только с сентября 2013 по конец 2015 года число высших учебных заведений сократилось с 2,3 тыс. до 1,5 тыс. Как отмечается в докладе ЮНЕСКО, по интеллектуальному потенциалу молодежи Россия скатилась с третьего места в мире (1953-й год) на 40-е, по другим данным – на 47-е место.

В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю нас обогнали Канада, Австрия, Бельгия, Финляндия, Испания и некоторые государства Латинской Америки.

Мы пришли к тому, что Россия уже существенно отстает от многих ведущих мировых держав по количеству граждан с высшим образованием. Очевидно, что это итог решений, которые были приняты без должного анализа или же для достижения краткосрочных и весьма сомнительных результатов.

Кстати, та же Германия решила идти по пути всеобщего высшего образования, подготавливая так называемый «образованный пролетариат». Мировая тенденция заключается в том, что сначала произошел переход ко всеобщему начальному образованию, затем полному среднему, а теперь начат процесс перехода ко всеобщему высшему образованию.

Кроме того, многие заметили, что в последние годы у нас осуществляется явный крен в сторону поддержки государством именно естественнонаучного образования, а вот гуманитарное как бы остается в стороне. И это опасно для развития страны: вспомнить хотя бы кризисные 90-е, когда на рынке труда катастрофические не хватало квалифицированных бухгалтеров, экономистов, юристов и менеджеров. В этом плане крайне важен баланс, который регулируется или государством (как во времена СССР), или рыночной экономикой (как в большинстве развитых стран). Вместе с тем, на мой взгляд, для России наиболее приемлем третий регулятор – государственно-рыночный, который обеспечит и государственный заказ на специалистов, и потребности рынка.

- Но ведь ни для кого не секрет, что некоторые вузы просто «продают корочки», а не дают своим студентам реальных знаний?

 - Несомненно, качество обучения и уровень практической подготовки выпускников вузов – это важнейший вопрос. И я согласен, что нужно бороться с псевдообразованием, которое заключается лишь в выдаче дипломов, а не подготовке специалистов. Сейчас, это в той или иной степени, общая беда практически всех образовательных учреждений и государственных, и негосударственных.

Поэтому эту проблему, несомненно, необходимо решать совместными усилиями как различных государственных структур, так и самих вузов. А банальное бюрократическое сокращение академий, университетов, институтов и их филиалов вряд ли принесет пользу. Здесь главное работать на результат – подготовку высококлассного специалиста, а не просто человека с дипломом.

Более того, ликвидация институтов среднего звена и филиалов вузов ведет к резкому ограничению возможности получения высшего образования жителями провинции, выводя их в аутсайдеры, а также усиливая социальное расслоение и напряженность в обществе.

Определенные сложности создает тот факт, что образовательные стандарты для вузов постоянно обновляются и здесь очень важно максимально быстро реагировать на эти изменения, что не всегда возможно. Например, каким образом можно оценивать качество подготовки, если абитуриент, поступает на обучение по одному стандарту, а заканчивает уже по-другому, зачастую очень отличающемуся от изначального? Например, в декабре 2016 года был принят новый стандарт по направлению подготовки «Менеджмент», в котором количество времени, отведенного на практику увеличилось почти до целого учебного года. И как в этих условия студенту, обучающемуся по старому стандарту три года, вуз сможет добавить такое количество недель практики?

Вместе с тем не могу не отметить, что в отечественном высшем образовании есть и заметные достижения. В частности, принят ряд действенных целевых программ, довольно успешно реализуется проект «Повышение конкурентоспособности ведущих университетов», растет доля публикаций вузов проекта в общем количестве российских публикаций, индексируемых в базах данных Web of Science и Scopus, выделяются гранты. Начат проект 5-100, который нацелен на вхождение российских вузов в топ-100 ведущих мировых рейтингов.

Не может не радовать недавнее заявление главы Министерства образования РФ Ольги Васильевой об окончании программы по сокращению количества вузов в России при сохранении контроля за качеством их работы. Об уменьшении числа проверок и введении новой риск-ориентированной модели контроля, которая освободит добросовестно работающие вузы от лишнего внимания контролеров заявил начальник управления Рособрнадзора Сергей Рукавишников. По его словам, те образовательные организации, которые занимались профанацией, буквально продажей дипломов, фактически перестали существовать.

- Мы часто наблюдаем, когда вузы лишают аккредитации так сказать в разгаре учебного процесса и многие студенты становятся заложниками подобных ситуаций. Что Вы думаете на этот счет?

- На мой взгляд, это несправедливо, ведь в первую очередь под удар попадают студенты, которые абсолютно не виноваты в перипетиях бюрократии и документооборота вуза или Рособрнадзора. Подобные шаги лишь усиливают и без того высокую социальную напряженность в нашем обществе. Кстати, комитет Госдумы по образованию и науке уже рекомендовал принять соответствующий законопроект, который определяет, что лишать вузы аккредитации можно только по завершению учебного года. Я надеюсь правительство поддержит данную инициативу.

- Сегодня все чаще говорят о том, что образование в России при его сомнительном качестве гораздо дороже, чем, например, в ведущих вузах Европы. Так, например, в МГУ за один год обучения в 2016 году студент должен заплатить порядка 320 000 рублей. В 2017 году стоимость обучения в престижном вузе страны, по предварительным прогнозам, составит уже 350 000 рублей. В то время как, например, стоимость обучения в старейших европейских вузах гораздо скромнее: в Парижском университете Сорбонна в зависимости от факультета – от 250 до 1000 евро в год, в Мюнхенском техническом университете – около 1200 евро. Чем это объясняется?

- Во-первых, уровень государственных средств, выделяемых в нашей стране на образование – очень низок по сравнению даже с развивающимися странами, что сказывается на конечной стоимости обучения.

Так, по оценкам Всемирного банка, Россия занимает 98-е место в мире по расходам на образование (примерно четыре процента ВВП), уступая Мавритании и Алжиру. Если в развитых странах государственные расходы на образование постоянно увеличиваются и составляют до восьми процентов от ВВП (например, в Скандинавии), то в России они вдвое ниже и постоянно сокращаются. Согласно прогнозу Уполномоченного по правам студентов Артема Хромова плата за обучение в наших высших учебных заведениях будет только расти.

Во-вторых, поступить в государственный вуз на бюджетное место удается далеко не всем, платить за обучение в нем – тоже. И здесь важнейшую роль играют коммерческие вузы, конкуренция среди которых способствует повышению доступности и качества образования. Поэтому  получается, что сокращение коммерческих учебных заведений косвенно способствует завышению цен в государственных вузах.

В-третьих, если мы хотим снизить плату за обучение, то необходимо увеличивать не только финансирование государственных вузов, но и не давить коммерческое образование. Более того, целесообразно было бы снизить для вузов налоги на землю и имущество, арендную плату, предоставить льготные кредиты.

При этом необходимо исключить излишнюю бюрократизацию образовательного процесса, ведь реальные результаты – важнее бумаг. Огромные силы и средства идут на подготовку образовательных стандартов, отчетов, программ и планов, рейтингов, портфолио, что сказывается в конечном итоге на качестве работы преподавательского состава.

Кстати, весьма серьезной проблемой для тех, кто хочет учиться на платной основе стал и тот факт, что практически все банки приостановили специальные льготные программы по образовательным кредитам. Отрадно, что Минобразования в 2017 году намерено возобновить программу льготного кредитования студентов, которая сейчас разрабатывается совместно с Минфином.

- Ну а если ближе к конкретным примерам, расскажите поподробнее в чем заключается специфика Национального института Екатерины Великой?

- НИЕВ это, один из первых негосударственных вузов России, изначально созданный для переподготовки увольняемых офицеров. Он начал свою деятельность в 1990 году и по тем временам – это был первый подобный опыт. Однако уже к 1997 году наш вуз сформировался как полноценное высшее учебное заведение и был переименован в Национальный институт имени Екатерины Великой.

За 25 лет своего существования мы накопили серьезную практику и подготовили большое количество специалистов, которые сегодня трудятся в самых разных сферах, в том числе в государственных и силовых структурах.

Например, среди выпускников института: министр внутренних дел, вице-премьер, генерал армии Анатолий Куликов; полномочный представитель Президента России в Госдуме и Совете Федерации, генерал-лейтенант юстиции Александр Котенков; глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин; губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт; вице-президент Российской Ассоциации Героев, Герой России Вячеслав Сивко и многие другие выдающиеся государственные, общественные деятели.

Сегодня мы уделяем очень большое внимание получению нашими студентами конкретных практических навыков, ведь именно тогда теоретические знания приобретают истинную ценность, проявляются новые интересные темы для курсовых и дипломных работ.

Как я уже говорил выше, главной проблемой высшего образования является низкая профессиональная компетентность выпускников. Один из способов решения этой проблемы – практико-ориентированный подход к обучению специалистов, который в НИЕВ применяется с первых дней поступления в наш вуз.

Очень часто мы начинаем именно с практических занятий, чтобы затем студент по мере обучения по выбранной специальности лучше понимал теорию. Тем самым учащийся сначала раскрывает свой потенциал на практике, а далее начинает получать из теории ответы на возникшие вопросы. Правда, и традиционные методики мы тоже широко используем, когда теоретические знания подкрепляются практическими навыками.

Например, у нас при институте успешно работают так называемые «учебные фирмы», где студент проходит комплексное, практическое обучение и получает навыки, которые в дальнейшем пригодятся в его профессиональной карьере. Он учится делать конкретные вещи, юристы – составлять договора, экономисты – разрабатывать экономические планы и многое другое. В этих фирмах работают преподаватели с большим профессиональным опытом. Большое внимание мы уделяем также прохождению практик и стажировок на реальных предприятиях или в госструктурах.

Мы стремимся к тому, чтобы процесс обучения в НИЕВ носил индивидуальный характер – это значит, что, студент, имея учебный план, может сам выстраивать траекторию обучения, то есть выбирать курсы, совмещать лекционное и дистанционное обучение, в зависимости от его желаний.

Такой подход в обучении делает специалиста-выпускника, более конкурентоспособным на рынке труда: именно так получаются успешные управленцы, юристы, экономисты, психологи.

Отрадно, что многие наши абитуриенты и студенты понимают, что важен не сам диплом о высшем образовании, а именно знания, профессиональные навыки и умения.

В этой связи отмечу, что очень часто выпускников вузов не берут на достойную работу именно из-за отсутствия опыта, а практику, можно получить только поработав по специальности: вот и получается замкнутый круг. Поэтому в Екатерининском институте, мы с большим пониманием относимся к тем студентам, которые уже начали свою трудовую деятельность.

Ну и конечно, же не могу не отметить, что в НИЕВ преподают специалисты высокого уровня, многие из которых имеют не только серьезные научные работы, но и богатый практический опыт, реализованные крупные проекты.

Кстати, в сентябре этого года были опубликованы результаты независимой оценки качества образовательной деятельности государственных и негосударственных вузов, по итогам которых НИЕВ вошел в топ лучших вузов РоссииИнтегральный показатель Екатерининского Института составил свыше 81 балла из 90 возможных. Оценка информационной открытости осуществлялась на основании экспертного анализа сайтов образовательных организаций и наличия сведений о педагогических работниках, доступности взаимодействия студентов с сотрудниками подразделений и администрацией по телефону и электронной почте, в том числе доступности для студентов сведений о ходе рассмотрения их обращений.

Ранее по итогам 2016 года наш Институт вошел в группу ААА (высший уровень надежности) и занял 16 место во Всероссийском Бизнес-Рейтинге по Москве по виду деятельности «Обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования». 

- Как удается сегодня в условиях высокой конкуренции среди коммерческих вузов и последствий демографической ямы 90-х годов, привлекать все новых студентов?

- Большую роль мы уделяем тому, чтобы рассказать общественности о тех направлениях, на которых специализируется наш вуз.

Так, сегодня НИЕВ активно участвует в «Университетских субботах» – проекте, который проводится при поддержке столичного департамента образования. В ходе этих мероприятий любой желающий может познакомиться с представленными вузами, выбрать для себя интересное направление. Помимо традиционных лекций и семинаров, вузы устраивают мастер-классы и тренинги, творческие лаборатории и интерактивные квесты. Участвуя в них, школьники получают полезные знания, которые пригодятся им не только в учебе, но и в жизни.

Кроме того, в плане стажировок и трудоустройства выпускников Екатерининский Институт тесно сотрудничает с различными силовыми ведомствами и министерствами, Правительством Москвы, крупными коммерческими фирмами, а также напрямую с некоторыми работодателями. Это добавляет нам баллов в глазах абитуриентов и их родителей, если учесть, например, тот факт, что в этом году Минтруд назвал одними из самых востребованных специалистов в области образования, права, гуманитарных наук и культуры.

Думаю, если состоявшийся специалист-профессионал своего дела, например, со средним или высшим техническим образованием, получает еще и диплом гуманитарного вуза или наоборот, то это только в плюс, и этому человеку, и экономике, и статусу нашей страны.

Повторюсь, что у нас действительно очень хороший преподавательский состав, который может увлечь студента и не только дать ему необходимый уровень знаний, мотивации, но и помочь максимально раскрыть свои возможности.

Одна из главных стратегических задач нашего института, заключается именно в сбалансированности качества обучения и его стоимости. И пока нам это удается.

Ну и, конечно, отмечу, что НИЕВ заложен прочный научно-образовательный фундамент, институт имеет свои традиции, ценности и самое главное преданных своему делу людей, и это, позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее.

- Какие направления и задачи являются для Екатерининского Института приоритетными?

- Несомненно, это дальнейшее развитие нашего вуза, а также новых направлений обучения, и здесь есть над чем работать.

В частности, мы возродили и хотим усовершенствовать факультет культурологии. В этом плане интересен совместный проект «Podium» с компанией Modus Vivendi, которая очень плотно сотрудничает с известными итальянскими модельерами. Кроме того, открыты новые направления в сфере менеджмента фитнеса, который сегодня очень популярен и психологии спорта.

Мы договариваемся о создании кафедры моды для того чтобы готовить людей в сфере этого бизнеса. Также планируем начать переговоры по подготовке специалистов в сфере галерейного бизнеса. Что касается экономистов и юристов, то здесь мы хотим расширить и углубить профили их подготовки, ведь научный и педагогический состав кафедры вполне позволяет это сделать.

Один из интересных наших проектов – это сотрудничество с международным проектом «Академия семьи», который призван оказать поддержку и помощь супругам, родителям в укреплении семейных отношений и коммуникаций, диалога и обмена опытом между парами, развитии педагогической и психологической грамотности. А недавно на базе НИЕВ начало действовать региональное отделение Ассоциации юристов России.

При этом в образовательном процессе наш вуз все чаще использует дистанционное обучение с применением современных интерактивных методов. Определенные IT-решения вводятся и для улучшения работы профессорско-преподавательского и административного состава института.

В заключение отмечу, что, на мой взгляд, в России у негосударственного образования существует большой потенциал, который, как свидетельствует зарубежный опыт, можно использовать для развития отечественной экономики намного эффективнее.

PDF версия>>>


Пресс-служба НИЕВ

НАПИСАТЬ ПИСЬМО РЕКТОРУ>>>